Laxycan @ 11.4.2012, 15:32
DIMM™ не, по моим вопросам имелось ввиду другое , кайдзен и 5с
это производственные системы, которые нам тут пытаются внедрить на предприятиях, в фирмах итп
а сейкецу одно из состовляющих ))) запомнилось просто это слово
ссылка
Я первый раз услышал про такое
Ничего не могу сказать конкретного. Могу только в общих чертах, основываясь только на том, что видел в фирмах. Как обстоят дела на предприятиях, типа заводов и фабрик, я не знаю, пока не довелось там поработать.
Думаю, что на каждом предприятии своя система. Придерживается ли она этих 5S? В какой-то мере, думаю, да. В любом случае, глядя на отношение японцев к работе, то любая внедренная система, скорее всего, является производной этой самой 5S.
Знаю еще, что в Тойоте существует культ автомобиля. Если тебя собьет автомобиль на территории Тойота, то виноват будешь ты. Переходя дорогу надо посмотреть право-лево-право, при этом сопровождать взгляд вытянутым указательным пальцем правой руки и только после этого можно переходить. На перекрестках перед дорогой на тротуаре есть даже специальные маркеры, на которые надо становиться для проделывания этих самых процедур
. Так же ни в коем случае нельзя перемещаться с сотовым телефоном в руке. Ни разговаривать, ни писать сообщения нельзя. За любое невыполнение из вышеперечисленных правил будет жесткий "разбор полетов" и нередко дело доходит до увольнения.
Что же касается выполнения правил, то в "100 фактов" есть такой пункт:
13. Японцы всегда следуют инструкциям до последней буквы и очень теряются, если в ней есть ошибка.
Так что, если есть правила - никто не спросит почему надо делать именно так и никак иначе. Ответа не будет, это очевидно для каждого японца. Уже был человек, который подумал, что и зачем надо делать, так что тебе остается только исполнять. Более того, для сравнения с Россией, существует такой факт:
Россия - "если не запрещено, значит это разрешено"
Япония - "если не разрешено, значит это запрещено"
Т.е. русскому надо явно запретить, чтобы он этого не делал. И, наоборот, японцу надо явно разрешить, иначе он не будет этого делать
Вот такие забавы. Так что все, что касается правил тут выполняется от и до, иногда даже хочется сказать: "Ну давайте не будем доводить абсурд до маразма!", ан нет - будут выполнять, даже если это явно не лучший способ. Отдельного разговора заслуживает "способ работы" японцев. В последнее время он сильно изменился в худшую сторону. Работать меньше они не стали, но производительность очень сильно упала. Существует правило переработки - это когда ты обязан отработать не менее часа после положенного времени. В связи с этим, раз выхода нет и придется работать дольше, японцы растягивают восьмичасовую работу на большее время. В глазах сослуживцев они выглядят работающими
Попробую привести пример из жизни. Материал все из тех же заметок "О жизни и работе в Японии". Я работал в IT-компании и самое бесполезное мероприятие - это совещание
Для начала небольшой словарик для тех "кто не в теме":
Девелопер - программист, разработчик программного обеспечения (ПО)
Инспекции документов - обсуждение ошибок и возможностей реализации спецификаций ПО
Минутки - краткое содержание заседания, что было высказано и какие выводы сделаны
Фича - определенная функция в составе ПО, определенный кусок кода.
Имена сокращены до одной буквы, на всякий случай
Структура нашей команды очень сложная, но если по простому, то примерно так:
Компания Т заказала у компании D 4х человек для разработки ПО. Из этих 4х человек трое нас русских и один японец главный над нами - И-сан. Из компании D, к которой мы пренадлежим, мы переехали в офис компании T. Там над нами поставили начальника команды японца по имени Т-сан. Над Т-саном начальник отдела А-сан. А-сан в свою очередь подчинялся заказчикам из головной компании ТК, дочерним предприятием которой являлась компания Т, в которой нам и предстояло трудиться. Заказчиками из ТК являлись Х-сан и Н-сан. Итого, над нами тремя русскими было 5 начальников
Выглядело очень смешно... Далее описываемые события включают всех фигурантов, кроме начальника отдела А-сана.
Общение с японцамиВ общении по работе японцы довольно специфичны. В этом нужно сразу отдавать себе отчет. Стоит быть готовым, что в лицо человек будет мило улыбаться и говорить, что все нормально, а начальнику писать или говорить, что ты урод, из-за тебя стоит вся работа. Причем заранее сказать, что у человека на сердце абсолютно невозможно. Со временем истинные намерения и соображения конкретных индивидов будут долетать в конце длинных писем через все начальство. Причем единственная зацепка, которой можно пользоваться при общении в качестве подспорья – возраст. Чем старше человек, тем осторожнее с ним нужно быть. С молодыми обычно проблем меньше.
Кроме этого, к японской специфике можно отнести манеру вести все переговоры исключительно через начальство. Даже если проблема, казалось бы, могла быть быстро решена через быстрое общение обычных девелоперов двух команд. Если вы попытаетесь обратиться напрямую, то ни за что не услышите ответа типа «мне некогда», «я не уполномочен», «я не могу этого сделать», «давай попозже» или что-то вроде, что привыкли слышать в России. Скорее всего, он с вами во всем согласится, а через некоторое время уже от собственного начальства вы получите недвусмысленный намек на то, что не стоит такие вопросы решать напрямую, а следует все делать через руководство. Окажется, что как только вы отошли, этот человек сел и настрочил злобную телегу на вас своему боссу, который – еще выше и так далее до общего начальства, от которого все пошло по нисходящей. Так что, если кто-то с чем-то соглашается, то это еще не значит, что вопрос решен.
Недостаток информации – это обычная проблема тут. Никогда начальство не посвящает простых девелоперов в собственные планы. Просто однажды можно узнать о том, что все развернулось на 180 градусов потому, что так порешили наверху те, кто даже не имеет представления о реальном ходе проекта.
Или можно в течение довольно длительного периода сидеть и заниматься откровенной ерундой из-за того, что к вам «присматриваются».
Так что закидоны могут быть очень даже разными. Стоит быть готовым к ним и уметь воспринимать их философски...
Конкретный пример из жизни.Поскольку инспекции документов идут очень непродуктивно, накопилось много неинспектированных спецификаций. Кроме этого, пришло время работать над лицензией, но множество вопросов по ней были невыясненными. За обобщение требований был назначен И-сан. Он, убив отведенное ему время, сделал типа спецификацию требований. В связи со срочной командировкой Х-сана, вовремя проинспектировать спецификацию не успели. И вот сегодня (18е июля) он приехал к нам в Саппоро специально для того, чтобы на месте «по-быстрому» отревьювить кучу спецификаций.
Поскольку лицензии были самым главным камнем преткновения, начали инспектировать именно с нее. Инспекция началась в начале пятого вечера. В инспеции приняли участие нас трое русских и японцы в составе Х-сан, Т-сан, Н-сан и И-сан.
Поскольку качество требований, составленных И-саном, было отвратительным, ему было написано десятка три замечаний еще до инспекции. Во время же самой инспекции все пошло вообще по неожиданному для многих пути.
Н-сан, не теряя времени поставил вопрос ребром – лицензии должны храниться только в базе данных. У этого, разумеется, был свой плюс – это позволяло защититься от одновременного запуска нескольких серверов, чего не давала защита с хранением лицензии в реестре. Х-сану эта идея пришлась по вкусу. Нужно отметить, что этот разговор о лицензии был далеко не первый и способ хранения обсуждался уже неоднократно. До сих пор все японцы соглашались, что в принципе достаточно хранить лицензию в реестре. Сегодня все снова стало с ног на голову. За этим договорились убрать проверку лицензии из инсталяторов и вынести всю логику, отвечающую за ввод лицензии в специальную утилиту – менеджер лицензии. Определились с примерной архитектурой управления лицензиями. На все эти разговоры ушло ни много ни мало – часа 3. Х-сана и Н-сана то и дело тянуло поговорить про весьма гипотетические сценарии. При этом Х-сан успевал раскладывать пасьянс или срубиться в сапера на своем ноутбуке. Т-сана сморило практически сразу, и он уже даже не пытался делать вид, что что-то слушает. И-сан, просто ошарашенный таким творческим подходом к инспекции, тоже сразу потерял нить разговора и не мог адекватно реагировать на замечания – только соглашался, не понимая до конца, с чем. Н-сана несло как Остапа, а Х-сан получал свой кайф от процесса – ему-то в Саппоро похоже это шло за развлечение, и он никуда не спешил. Н-сан вошел в раж и начал заниматься буквоедством, цепляясь к отдельным словам в спецификации. Мне показалось, что он специально хочет выставить И-сана идиотом. Под конец начал оживать Т-сан. Он воткнул свой колышек в И-сана – дескать, нечего ссылаться на документ из хххGL в документе от хххMDS. Мол, все равно никто никогда не найдет этот документ. В результате, в и без того не сильно многословной спецификации не осталось практически ни одного слова, на которое НЕ было высказано замечания. К счастью для И-сана, и к сожалению для дела, НИКТО НЕ ВЕЛ МИНУТОК. Если мы важные для себя моменты отмечали в своем блокнотике, то И-сан, готов дать руку на отсечение, не вспомнит и половины замечаний. Да и, наверное, если собрать воедино все замечания, то получившийся документ будет полнее, чем его оригинальная спецификация. Ближе к 8ми часам Т-сан, наконец, очухался, и, когда кураж от прожектирования несколько спал, выдал шикарный вопрос: «Это ведь не обязательно делать в первой версии?». Оживился и И-сан, до которого тоже дошло, что народ пытается объять необъятное. Х-сан пребывая в своем типично благодушном настроении с готовностью согласился – у нас есть одна обязательная фича – ХХХ. Все остальное – опционально.
В сухом остатке мы имеем – 7 человек заседали 4 часа. За это время проинспектировали ОДИН документ (из десятка). При этом договорились, что все, о чем шла речь не обязательно делать в первой версии. То есть ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ПЕРВОЙ ВЕРСИИ, ОСТАЛОСЬ НЕИЗВЕСТНО. Возникают резонные вопросы – ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЛИСЬ 4 ЧАСА? и ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАТЬ В ПЕРВОЙ ВЕРСИИ?
Боюсь, что ответы на эти вопросы придется искать на следующем подобном митинге.
С момента этого заседания прошел почти месяц, а вопросы все еще не решены...
Ну как-то так
Сейчас с интересом и улыбкой вспоминаем конечно, но тогда было абсолютно не до шуток. Боюсь предположить, что такая ситуация не только в АйТи-сфере. Выводы делать вам